Великий канон святого преподобного Андрея Критского. Часть 1

3 марта 2009 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Аркадий (Логинов) — клирик храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия города Екатеринбурга, проректор Екатеринбургской духовной семинарии.

– Господь Бог Вседержитель да благословит всех любящих Его и сподобит нас прейти путь этого поста, дабы, очистившись, мы встретили Светлое Воскресение Христово.

– Давайте начнем с того, кто такой Андрей Критский и почему именно его канон вошел в состав постового богослужения.

– Дата рождения преподобного Андрея Критского точно неизвестна – около 660 года. Как свидетельствует его житие (появившееся еще до 843 года, то есть очень близко ко времени его жизни), будучи младенцем, он до семи лет ничего не говорил, его даже считали немым. Но после первого причастия в семилетнем возрасте он стал говорил и был отдан своими родителями Георгием и Григорией в обучение в Дамаске, где родился. Учился он очень успешно, так что к 14 годам освоил всю науку того времени и в 15-летнем возрасте был отдан в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот монастырь, где он начал свой монашеский подвиг, впоследствии определил одно из таких его прозвищ, как Андрей Иерусалимский, или Андрей Иерусалимлянин.

В 685 году, после того как в Иерусалим поступили акты VI Вселенского Собора, он был направлен от имени Иерусалимского Патриарха в Константинополь, где и остался. Здесь он был рукоположен сначала в диаконы при храме Святой Софии, прослужил там более 20 лет, неся различные послушания, в частности, заботясь о сиротском доме. Затем был посвящен в сан епископа и поставлен архиепископом Крита.

Его таланты многообразно проявились в жизни, он составил довольно много канонов, в том числе является творцом Великого покаянного канона. Ученые-литургисты считают, что именно преподобный Андрей Критский является основателем жанра церковной гимнографии, который мы знаем теперь как канон. Великий покаянный канон – один из первых образцов песнопения этого типа, пришедших на смену прежним песнопениям – кондакам. Преподобный Андрей Критский трудился в одно время с рядом других очень известных на сегодняшний день церковных гимнографов – преподобным Иоанном Дамаскиным, Косьмой Маюмским.

Среди прочих многих творений преподобного Андрея – стихир, тропарей и канонов – безусловно, выделяется Великий покаянный канон, о котором мы с вами сегодня говорим.

В связи с чем появился этот канон? В 712 году бывший в то время у власти византийский император хотел возвратить монофилитство – ересь, осужденную VI Вселенским Собором. В числе прочих участников этого Собора фигурируют имена преподобного Андрея Критского и будущего Константинопольского Патриарха Германа. Их подписи были поставлены под деяниями этого нечестивого собора, в чем впоследствии сам Андрей очень глубоко раскаивался. Как считают, свое раскаяние и сожаление о том, что он отступил, поддался какому-то влиянию, он выразил затем в этом возвышенном Покаянном каноне, как некогда царь пророк Давид, согрешив и будучи облеченным от Бога, составил поистине бессмертную песнь покаяния – 50-й псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».

– Канон называется великим по своему содержанию или по своему объему?

– Во-первых, по объему. Действительно, другого, равного ему по объему, нет. Великий покаянный канон содержит 250 тропарей и 11 ирмосов. Сам преподобный Андрей составлял его, ориентируясь на стихи библейских песен, ибо еще до того, как появилось такое песнопение, как канон, само слово «канон» по отношению к богослужению употреблялось и в прежние века. Этим словом обозначали пение библейских песен, то есть текстов Священного Писания, которые в Писании выражены как «воспетые праведниками». Например, песнь Моисеева, спетая после чудесного прохождения израильтянами по дну Чермного моря. Или песнь того же Моисея, воспетая им после того, как, спускаясь с горы после общения с Богом, он увидел народ, отпавший от Бога. Песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила, песнь пророка Исаии и другие. В Священном Писании насчитывается 16 таких песен, но в богослужении употребляются не все.

Канон – это девятипесенное произведение, в основе которого лежит девять песен, причем это не только песни Ветхого Завета, но и Нового – песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа моя Господа» и песнь пророка Захарии, которые составляют 9-ю песнь канона. По количеству строф, входящих в это произведение, канон и именуется Великим.

Но будет справедливо сказать, что величие его проявляется и в его содержании. Это произведение – гимн кающейся душе, призыв душе покаяться. Я бы сказал, что это очень необычный прием, потому что автор, преподобный Андрей, обращается с призывом к своей душе: «Душа моя, покайся».

– Соответственно, по этой причине он так плотно укореняется в богослужении Великого поста?

– Да, конечно. Как и упомянутый нами 50-й псалом, который справедливо назвать гимном покаяния, так и этот Покаянный канон стал знаком времени Великого поста. Именно в первые дни, когда начинается Великий пост, приходя в вечернее время в храм Божий, мы слышим эти возвышенные слова, призыв к покаянию, который напоминает нам, что истинный пост – путь, на который мы вступаем, стезя, которая приведет нас к празднику Воскресения, как явлению Царства Божия, победе Господа Иисуса Христа над смертью и грехом человеческим, как преодоление смерти. Этот путь должна пройти душа человека, стремясь к покаянию, которое очищает человека, делает светлее его духовный взор, открывающий нам возможность лицезреть Самого Бога.

Очень хорошо, когда мы приходим в храм и очень внимательно слушаем эти слова, назидаясь и проникаясь этим призывом. Покаянный канон исполнен также огромного числа образов, примеров ветхозаветных праведников, патриархов Ветхого Завета. Равно как там присутствуют и отрицательные образы, то есть образы того, чего мы должны избегать, поступки, которые мы не должны отрицать в себе, всячески их обличая и избегая, напротив, следуя примерам того, как ветхозаветные праведники прославляли Бога. Как, даже оступившись и согрешив, находили в себе силы к покаянию. И мы видим, что покаяние было деятельным. Автор призывает нас именно к деятельному покаянию. В одном из тропарей звучат слова о том, что без действия невозможно никакое изменение, ни внешнее, в поведении человека, ни внутреннее.

– Канон довольно сложен для понимания, в частности и потому, что он изобилует большим количеством ветхозаветных образов. Не читая Ветхого Завета, нам достаточно сложно воспринимать эти образы?

– Такой момент присутствует. Наверное, человек, в первый раз войдя в храм, практически ничего не поймет, помимо самого призыва к покаянию. И даже слово «покаяние» может быть для кого-то неясным. Автор, составляя это произведение, естественно, исходил из того, что человек знает Писание, знает Священную историю, и для него имена Адам, Ева, Каин, Авель, Енох, Енос не просто странно звучащие, как Моисей, Илия, Елисей, Давид, Соломон и т.д., но это конкретные, реальные личности, праведники Ветхого Завета.

– Наш телезритель говорит о том, что Великий канон непонятен человеку, во-первых, потому, что написан на церковнославянском языке, тем более что Андрей Критский витийствует о таких образах, что понять достаточно сложно. Что делать? Может быть, есть аналоги перевода на русский язык?

– Уточню, что язык оригинала – греческий, поэтому мы слышим канон в церковнославянском переводе. К сожалению, приходится признать, что при всей высоте поэзии языка перевод, наверное, не самый удачный. Действительно, есть трудные места, потому что переводчик стремился сохранить порядок слов, поэтому иногда требуется синтаксическое чутье, чтобы понять, как расположены члены предложения и какой член относится к какому.

В наше время эта проблема намного проще, потому что, во-первых, есть толкование на канон. Одно из них – книга епископа Виссариона (Нечаева) «Толкование на Великий покаянный канон», где приводится бо́льшая часть тропарей, дается их перевод на русский язык и краткое объяснение их содержания, указание на аллюзию Ветхого Завета, о каком событии Священной истории идет речь. Существуют и полные переводы на русский язык, созданные для понимания смысла канона. Но в церковном богослужении мы пока следуем традиции употребления церковнославянского языка, языка, который восходит к просветителям славянских народов – Кириллу и Мефодию.

Если проявить стремление, то можно найти объяснения. Даже в Интернете сейчас довольно много православной информации, в том числе можно найти и текст самого канона, и его толкование.

Вопрос телезрительницы: «Совершаются ли земные поклоны во время чтения Покаянного канона?»

– Да, очень актуальный вопрос. Устав указывает, что совершаются не земные поклоны, а так называемые метания. По уставу по три метания совершаем на каждый припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Метание, если говорить, не вдаваясь в подробности, – это поясной поклон. По уставу – по три поклона на каждый тропарь Великого покаянного канона. А земной поклон совершается по окончании пения, то есть после девятой песни канона – когда в заключение вновь поется ирмос 9-й песни «Бессеменного рождения», тогда уже делается земной поклон.

– Спасибо, отец Аркадий. Вернусь к своему первому вопросу о непонятности текстов канона. Процитирую небольшой отрывок из тропаря канона, и мы разберем, насколько он понятен для нас и наших телезрителей. Я выбрал отрывок самый непонятный, может быть, как для меня, так и для наших телезрителей.

«Давид иногда Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми».

– Здесь как раз дело в порядке слов, о котором мы говорили. «Давид иногда Богоотец» – можно понять, что иногда, то есть когда-то, он был богоотцом, на самом деле для понимания смысла правильнее будет сказать: В то время Давид богоотец, если и согрешил сугубо, то есть дважды согрешил. «Стрелою устрелен» – это как раз аллюзия к событию Ветхого Завета, Книги Царств. Надо взять Книгу Царств, где повествуется о царствовании Давида, и мы прочитаем о том, что Давид, пленившись красотой Вирсавии, возжелал получить ее себе в жены. Но она уже была замужем за одним из его военачальников – Урией. Во-первых, Давид прельщается похотью, вожделеет Вирсавию, а для того чтобы получить ее, он еще и посылает этого военачальника на заведомую смерть, на войну, где тот точно будет убит. Это происходит, и после смерти Урии он берет Вирсавию себе в жены. Об этих двух грехах здесь и говорится. Преподобный Андрей использует их, чтобы сказать, что, хотя человек и согрешил так тяжко, как Давид, но покаялся. И к такому шагу – покаянию, несмотря на всю тяжесть греха, он и призывает в конце этого тропаря.

– То есть можно сделать вывод, что для понимания текста канона надо все-таки достаточно хорошо знать Священное Писание, Ветхий и Новый Завет.

– Да, действительно, надо читать Священное Писание, и время Великого поста – самое хорошее для того, чтобы те, кто еще не знаком со Священным Писанием, еще не прочел Евангелие и Ветхий Завет, прочитал если не все, то основные книги, такие как Книга Бытия, Книга Исхода, Книга Царств. Это исторические книги, повествующие о том, что Бог сотворил мир из ничего, и сотворил в нем человека и этот мир для человека, чтобы тот прославил своего Творца. Грехопадение – как причина всего последующего, к чему шла вся дальнейшая Священная история, вплоть до самого воплощения Господа Иисуса Христа, Его крестных страданий и смерти и Его воскресения как избавления человечества от зависимости греху.

– Соответственно, читая канон, мы можем проследить историчность событий от Адама до Христа?

– Да. И если мы внимательно слушаем канон, то в первой песне автор начинает говорить об истории Адама и Евы, о том, что Ева была соблазнена грехом. Заметим, что преподобный Андрей не только поэтически обыгрывает, но высказывает и глубокие богословские мысли, например сравнивая Еву чувственную и Еву мысленную. Ева была соблазнена через змия видом плода и вкусившая его, и мысленной Евой он называет помысел греховный, который рождается в душе человека. Его можно предупредить, можно избежать, не сделав шага ко греху. Если бы Ева отвергла обращенное к ней искушение змия, сказав: «Несмотря на твой соблазн, я верую, что Господь желает мне добра. Поскольку Он заповедал мне не вкушать этого добра, то я и не хочу слышать о нем» – вот это означает отсечь помысл. Но Ева вовремя не отсекла. И мы в своей духовной жизни во время покаяния должны быть особенно внимательны к помыслам греховным, чтобы вовремя их определить, отделить и избежать шага ко греху, который уже будет безвозвратным и потребует сугубого осознания и деятельного покаяния.

– Помимо достаточно сложных для понимания тропарей, есть и вообще непонятные слова. Давайте уделим внимание этому моменту Великого покаянного канона Андрея Критского. Приведу небольшой тропарь из его первой части:

«Оскверних плоти моея ризу и окалях, еже по образу, Спасе, и по подобию...» Слово «окалях» абсолютно непонятно.

– Есть целый ряд слов, совершенно вышедших из употребления в современном языке. Слово «окалях» надо понимать как «очерних, изгрязнив, испортив».

– «На горе спасайся, душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай».

– «Угонзай» – это по-русски «убегай». В этом тропаре говорится о примере Лота, который находился среди жителей Содома и Гоморры, где грех возобладал настолько, что Господь идет, чтобы вообще уничтожить эти города. Этому предшествует встреча Авраама с Богом в образе трех странников. Авраам затем сопутствует этим трем ангелам и вопрошает их: «Если там обретется пятьдесят праведников, погубит ли Бог их?» – «Нет», – отвечает Бог. «А если двадцать? Если десять?» – «Даже если десять праведников обретется в этом городе, то пощажу тогда его жителей».

И единственно племянник Авраама – Лот со своей семьей был извещен о том, что он должен покинуть этот город и бежать из него не оглядываясь. И в одном из тропарей автор канона обыгрывает такую деталь этого события – жена Лота, не послушавшись повеления бежать не оборачиваясь, обратилась к городу, на который в тот момент сходили огонь и сера, и тут же превратилась в соляной столб. Важный момент заключается в том, что это неисполнение воли Божией, что она снова поддалась соблазну притяжения к чему-то земному – она там жила, для нее это дорого и т.д. И вот результат – духовная смерть.

Вопрос телезрительницы из Оренбурга: «Буквально сегодня у нас были похороны, и у меня вопрос: есть ли какие-то ограничения на 9-й, 40-й день в Великом посту?»

– Устав прямо говорит о том, что на первой седмице Великого поста не совершается поминовение усопших. Если 9-й день приходится на это время, он должен быть перенесен на ближайшую субботу. В остальные дни Великого поста это примерно так же. Сороковой день должен быть в тот самый день, на который он приходится, но надо иметь в виду, что в седмичные дни Великого поста не совершается литургия. Поэтому поминовение на литургии можно будет совершить только в ближайшую субботу или воскресный день. В остальном поминовение усопших в форме краткой заупокойной литии совершается ежедневно в конце богослужения.

Для того чтобы в дальнейшем наши беседы были более плодотворны, думаю, будет уместно предложить нашим телезрителям проявить попечение и прочитать что-то из книг Ветхого Завета, из Евангелия. Очень хорошо прийти в храм, чтобы слышать этот канон. А если кто-то не имеет такой возможности, воспользоваться современными средствами связи и, найдя текст канона в Интернете, прочитать его, чтобы задавать вопросы по содержанию непонятных мест.

– Может быть, кто-то начнет поститься.

– Дай Бог, чтобы слова Покаянного канона пробудили в человеке это желание. А они способны их пробудить, если открыть свое сердце и попытаться проникнуться содержанием. Тогда плач, который звучит в тропарях, плач души, осознающей свои грехи, наверное, никого не оставит равнодушным. Дай Бог, чтобы, таким образом коснувшись сердца человека, Господь побудил его сделать шаг к покаянию ради Царства Божия.

Господь да благословит и укрепит нас в несении подвига поста.

Ведущий Даниил Рябинин

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать